Великий мастер – Рафаэль Санти
MастерХолст2015-09-21T15:38:52+03:00В Италии изобразительное искусство Высокого Возрождения нельзя представить без талантливого творца Рафаэля Санти, который родился 1483 и ушел из жизни1520.
Рафаэль родился в городе Урбина – одном из центров культурной жизни Италии Высокого Возрождения. Получив художественное образование сначала у отца – Джованни Санти, а затем у Пьетра Перуджина, он уже в девятнадцатилетнем возрасте создал одно из самых известных своих произведений – «Мадонна Конестабиле». Образ молодой матери, изображенной на фоне пейзажа, наполнен покоем и светлой любовью к сыну. Работа свидетельствует о стремлении автора к ясности художественного языка, передачи равновесия между пластическими объемами фигур и окружающей среды.
С 1504 по 1508 г. Рафаэль работал во Флоренции. Здесь он написал работы «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», алтарную картину «Положение во гроб», произведения, в которых можно заметить стремительный процесс творческого становления молодого художника.
Тема светлой материнской любви, лиричность, натуральность движений и мягкая пластика форм свойственны не только ранним картинам художника. Эти черты определяют его работы и более позднего периода.
Известность Рафаэля во Флоренции стала настолько большой, что в 1508 году он принял приглашение от папы Юлия II. В Риме Рафаэль получил заказ – расписать парадные комнаты (или, так называемые, станци) дворца в Ватикане.
Общая программа фресковых циклов – прославление католической церкви и ее римского первосвященника. При росписи «Станци делла Сеньятура», или комнаты печати, (1509 – 1511) Рафаэль показал четыре направления человеческой деятельности: богословье, поэзию, философию и юриспруденцию – «Диспут», «Парнас», «Афинская школа», «Мудрость, Умеренность и Сила».
Рафаэль и художники его мастерской сделали ещё одну грандиозную работу – роспись Ватиканских лоджий (1518 – 1519). Сводчатые потолки длинной галереи (65 м) были поделены на 13 частей. На каждой из них изображены по четыре эпизода Старого (на двенадцати сводах) и Нового (на тринадцатом) заветов. Библейские и евангельские сюжеты здесь воспринимаются в единстве с живописной декоративной отделкой, которая придает интерьеру непрерывный визуальный ритм.
Работа Рафаэля в Риме была плодотворной и в жанре портрета. Черты конкретных личностей можно заметить и в героях фрески «Станци делла Сеньятура». Так в сцене «Диспут» (спор отцов церкви о причастии) есть портреты Данте, Фра Беата Анжелика; в композиции «Афинская школа» – автопортрет художника, в образе Эвклида – изображен Браманте, Гераклита – Микеланджело, в образе Платона – Леонардо да Винчи.
От небольших по размеру картин Рафаэль постепенно переходит к величественным алтарным композициям. Наиболее известное произведение этого периода – «Сикстинская мадонна» (1515 – 1519), созданное для церкви Святого Сикста в городе Пьяченце. Это монументальный и величественный образ, наполненный глубоким смыслом обычных человеческих чувств. Легко, практически не касаясь облаков, идет к людям Мадонна с младенцем на руках. Ее печальный взгляд, направленный на присутствующих, наполнен предчувствием трагической судьбы сына. Композиционно работа построена так, что внимание человека от лиц Марии и Христа переходит на Святого Сикста, Святую Варвару и ангелов, показанных ниже, а затем снова концентрируется на главных героях, чтобы ещё раз пережить вместе с Матерью Божьей ее ожидание неизбежной трагедии.
Рафаэль умер, когда ему было всего тридцать семь, оставив ряд незавершенных произведений, работу над которыми продолжали его ученики. Еще при жизни имя Рафаэля стало синонимом совершенства, утонченности в искусстве, а также символом блестящих достижений итальянской культуры Высокого Возрождения.