100 великих художников
100 ВЕЛИКИХ ХУДОЖНИКОВ
«Искусство любит многообразие, как с исторической, так и национальной точки зрения, – отмечал художник Мартирос Сарьян. – Динамика истории человечества заключена в ее многогранности. Этим определяется и содержание мира и лицо всемирного искусства. Один художник работает в России, другой – в Италии, третий – во Франции, четвертый – в Бельгии. В работах каждого живет национальный стиль, национальный характер, они дышат своим временем, они передают думы, мысли и чаяния народа.
Художник живет атмосферой своей страны, живет в окружении своих соотечественников, в своей родной природе. Каждый народ представляется мне могучим деревом. Корни этого дерева уходят в родную почву, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат миру».
Го Си, Рублёв, Веронезе, Гойя, ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт – это художники разных времен и разного стиля… Но их всех, как истинных мастеров, объединяет вечное горение, вечное вдохновение, вечно одержимая любовь к искусству.
Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей. Искусство не самоцель. Оно создается для того, чтобы закрепить в материале произведения жизненно ценное, выразить то, что волнует современников, что сам пережил в моменты наивысшего подъема своего духа, разума.
Леонардо да Винчи назвал живопись «немой поэзией». Картина безмолвна. Звуки и слова лишь предполагаются зрителем. Картина неподвижна. Люди, события, предметы предстают в определенном, раз и навсегда данном состоянии и виде. Не в силах художника показать, что было до запечатленного момента и что случится после него.
«Живопись – не болтливое искусство, – писал французский художник девятнадцатого столетия Делакруа, – и в этом, по-моему, ее немалое достоинство… Живопись вызывает совершенно особые эмоции, которые не может вызвать никакое другое искусство. Эти впечатления создаются определенным расположением цвета, игрой света и тени – словом, тем, что можно было бы назвать музыкой картины».
Настоящий художник никогда не копирует действительность, а по-своему воспроизводит ее и толкует. Для этого он прибегает к различным приемам, условным по своей сути. Язык живописи – цвет! Замысел художника, тема, которую он избрал, и идея, которую он хотел донести до зрителя, получают жизнь благодаря живописной форме. Цвет в живописи – средство эмоциональной выразительности, всю гамму чувств и настроений можно выявить им. Цветом дается характеристика образов. Цвет действует на зрителя, именно цвет в первую очередь вызывает у него определенное отношение к изображенному.
Но в основе настоящего произведения искусства лежит идея, мысль. Идея диктует выбор композиции и колорита, рисунка и пропорции. Рождение настоящего произведения искусства невозможно без таланта.
«Счастлив ты, – писал Гете, – родившийся со зрением, зорко улавливающим пропорции, которые ты обостряешь, воспроизводя всевозможные образы. И когда вокруг тебя мало-помалу пробудится радость жизни и ты познаешь ликующее человеческое счастье после трудов, надежд и страха, когда поймешь счастливый возглас виноградаря, которому щедрая осень наполнила вином его сосуды, поймешь оживленную песню жнеца, высоко на стене повесившего свой праздный серп, когда позднее уже с более мужественной силой забьется в твоей песне могучий нерв страстей и страданий, когда ты довольно стремился и страдал, довольно наслаждался земной красотой и теперь стал достоин отдыха в объятиях богини, достоин изведать на ее груди то, что возродило богоравного Геракла, – тогда прими его, небесная красота, ты, посредница между богами и людьми, но и он – не лучше ль Прометея? – сведет с небес блаженство бессмертных».
Эти слова в полной мере можно отнести к Рафаэлю, Кустодиеву, Малевичу, ван Дейку, Дега, Пуссену, Тёрнеру и другим живописцам, представленным в данном издании. Среди них нет двух одинаковых мастеров – это художники разные по манере письма, творческому подходу, колору и темпераменту, наконец. Но всех их объединяет благодарность и любовь настоящих поклонников живописи. Благодаря им и живо искусство мастеров прошлого и настоящего.
Го Си
Джотто ди Бондоне
Андрей Рублёв
Ян Ван Эйк
Мазаччо
Джованни Беллини
Сандро Боттичелли
Иероним Босх
Перуджино
Леонардо да Винчи
Альбрехт Дюрер
Лукас Кранах Старший
Микеланджело
Джорджоне
Рафаэль
Тициан
Ганс Гольбейн Младший
Тинторетто
Паоло Веронезе
Питер Брейгель
Эль Греко
Аннибале Карраччи
Микеланджело да Караваджо
Питер Пауль Рубенс
Франц Хальс
Никола Пуссен
Ян ван Гойен
Антонис ван Дейк
Диего Родригес Веласкес
Рембрандт
Мурильо
Жан Антуан Ватто
Джованни Тьеполо
Уильям Хогарт
Шарден
Джошуа Рейнолдс
Томас Гейнсборо
Франсиско Гойя
Жак-Луи Давид
Владимир Боровиковский
Хокусай
Каспар Фридрих
Джозеф Тёрнер
Джон Констебль
Алексей Венецианов
Доминик Энгр
Орест Адамович Кипренский
Теодор Жерико
Сальвадор Дали
Ренато Гуттузо
Камиль Коро
Эжен Делакруа
Карл Брюллов
Александр Иванов
Оноре Домье
Павел Федотов
Иван Айвазовский
Гюстав Курбе
Камиль Писсаро
Николай Ге
Гюстав Доре
Эдуард Мане
Иван Шишкин
Василий Перов
Джеймс Уистлер
Эдгар Дега
Иван Крамской
Поль Сезанн
Альфред Сислей
Клод Моне
Пьер Огюст Ренуар
Архип Куинджи
Василий Верещагин
Анри Руссо
Илья Репин
Константин Маковский
Василий Суриков
Виктор Васнецов
Поль Гоген
Винсент Ван Гог
Михаил Врубель
Исаак Левитан
Константин Коровин
Михаил Нестеров
Ци Бай-ши
Эдвард Мунк
Анри Тулуз-Лотрек
Валентин Серов
Василий Кандинский
Анри Матисс
Питер Мондриан
Николай Рерих
Казимир Малевич
Борис Кустодиев
Кузьма Петров-Водкин
Пабло Пикассо
Амедео Модильяни
Марк Шагал
Аркадий Пластов
Давид Сикейрос